Для деревянного поддона и ящика, которым перевозятся международные грузы, требования определены очень четко. Тара должна проходить фитосанитарную обработку и иметь маркировку, подтверждающую ее соответствие стандарту ISPM 15.
Соблюдение этого условия жестко контролируется проверяющими таможенными органами, и при отсутствии нужной маркировки (или в случаях, когда знак ISPM 15 есть, но визуально партия паллет не отвечает нормам стандарта) партию попросту не пропускают через границу.
Нужно ли проводить фумигацию поддона деревянного для внутренних перевозок?
А что с внутренней транспортировкой? Насколько оправданной будет использование прошедших фумигацию поддонов, если таможенного контроля не ожидается? Или в таких рейсах выгоднее использовать паллеты, прошедшие другой вид профилактики?
Эти и другие вопросы, связанные с фумигацией поддона и альтернативными методами профилактики заражения древесины (покраска, сушка, термообработка, пропитка), актуальны в условиях, когда отрасль перевозок вынуждена на всем экономить. А чтобы на них ответить, надо рассмотреть суть фитосанитарной обработки с маркировкой ISPM 15 и другие способы обеззараживания.
Цели фумигации поддона
Задача фитосанитарной обработки поддона (фумигации) – предупреждение повреждений всеми видами паразитов, а именно:
- грибками;
- плесенью;
- жучками;
- бактериями гниения;
- мелкими грызунами.
Любой из факторов способен не только быстро привести в негодность или как минимум сократить срок службы тары, но и заразить грузовой отсек транспорта, на котором доставляется груз, или помещения складов, где он хранится. Массовый характер ущерба и лег в основу требований по фитосанитарной обработке.
4 участника перевозки деревянным поддоном, заинтересованных в фумигации
Цели и фактическую пользу обработки поддонов стоит рассматривать не с одного ракурса, а минимум с 4.
- Владелец груза или тары заинтересован в долговременной эксплуатации паллет. И фумигация эту задачу помогает решить.
- Транспортная компания, которая работает в режиме конвейера (то есть одни и те же машины загружает деревянный поддон с продукцией разных заказчиков), должна обеспечить санитарные нормы транспортировки. И ей фумигация тоже на руку.
- Складские операторы (объекты хранения перед отправкой, на перевалках и при получении), как и перевозчики, обязаны гарантировать заказчикам, что их груз будет содержаться в безопасных (в плане заражения и порчи) условиях. Опять же, фитосанитарная обработка поддона эту задачу решает, а маркировка ISPM 15 подтверждает соответствие принимаемой на хранение тары с грузом или без условиям санитарной безопасности.
- Наконец, получатель товара, доставляемого паллетами, заинтересован в том, что груз доедет в неповрежденной таре, и возможности размещения принимаемой партии на складе (соответствия деревянного поддона требованиям этого склада).
Интересы всех перечисленных сторон договора доставки могут быть решены не только с помощью фумигации. С учетом обстоятельств и рисков разные методы обработки поддона могут работать на цели всех участников процесса.
Альтернативные способы обработки поддона
Возвращаясь к вопросу, нужна ли фумигация поддона при перемещении внутри страны, или можно обойтись альтернативными методами:
- термообработки и сушки паллет;
- покраски поддонов;
- лакирования древесины.
Термообработка и сушка
Тепловая обработка поддонов с последующей сушкой прекрасно решает проблему размножения в древесине грибка и плесени. Для недальних перевозок этого может оказаться достаточно. При соблюдении технологии можно гарантировать, что как минимум 3 рейса древесина будет нейтральной к различным микроорганизмам. Правда, от насекомых и грызунов она не поможет.
Покраска поддона эмалью
По этой причине вместе с сушкой часто применяется покраска поддона. В таких случаях паллет покрывается эмалями типа ПФ-115, приобретая некий милитаристский стиль (многие наблюдали результат покраски эмалью на армейских ящиках).
Плюс покраски поддона в том, что эмаль защищает древесину от вредителей (жучков, грызунов). Плесень на гладкой поверхности тоже образуется редко.
Но есть и минус: со временем покрытие может растрескаться, и в слой покраски поддона попадет влага. Бактерии гниения, «запертые» в таких трещинах, быстро разрушают дерево. Для жучков здесь тоже «раздолье».
Покрытие лаком с ингибиторами
Альтернативный окраске поддона вариант – вскрытие элементов конструкции лаком с пропиткой наружного слоя. Эту технологию тоже применяют при подготовке армейских ящиков. Ее плюс – доступная цена и высокая эффективность против грызунов и насекомых. Недостатки:
- сложность прокрашивания в точках соединения настила и опор;
- эффективную защиту от плесени, особенно при хранении в условиях высокой влажности, такая покраска поддона не дает.
Нужна ли покраска поддонам?
Стоит ли выполнять покраску паллета с маркировкой ISPM 15? Действующие правила этого не требуют и не запрещают. Но на практике покраска:
- может стать проблемой на таможне, если она частичная (проверяющие заподозрят, что под покрытием спрятаны дефекты);
- приведет к отбраковке паллета, если ее слой нарушен (есть трещины).
Если выполнялась фумигация поддона на экспорт, его покраска необязательна. Другое дело водоотталкивающая пропитка: она может быть полезна, но только для тары, которой предстоит минимум 5 циклов. Если это стандартный паллет, рассчитанный обычно на 3 цикла, такая профилактика не целесообразна.
Проверка деревянного поддона
Конечно, санитарный контроль осуществляется не только на таможне. И при доставках внутри страны он обычно менее строгий, чем при пересечении ее границ. И все же экономить на фитосанитарной обработке поддона, отдавая предпочтение более дешевым методам – покраске и пропитке, – стоит не всегда.
- покраска поддона деревянного защищает только от внешних факторов, пока остается целой;
- пропитка предупреждает образование плесени и грибка, если древесина до ее проведения абсолютно здорова, когда поражение уже имеет места, покрытие ничего не даст.
К этому остается добавить, что атмосферная сушка отменяет возможность использования паллета для международных рейсов: она дает приемлемый процент влажности дерева (12–30%), но не гарантирует его «здоровья» (материал сушится на открытом воздухе навалом, высок риск заражения). Солнечное тепло сокращает количество вредителей, но не способно уничтожить их полностью.