Грузоподъемная способность – одна из ключевых характеристик деревянных поддонов. Она определяет выбор изделий и возможности их будущей эксплуатации. В паспортных документах, сопровождающих новую деревянную тару, при этом указывается номинальная грузоподъемность поддона, согласно ГОСТ.
Насколько она соответствует объективной способности паллет выдерживать нагрузку? Меняется ли пропускная возможность изделий для разных типов товара? Как влияют на эту характеристику условия содержания конструкций и их применения? Эксперты постарались дать на эти вопросы объективный ответ, обоснованный результатами глубокого анализа и проведенных испытаний.
Грузоподъемность поддонов по ГОСТ
Базовый стандарт – ГОСТ 9557–87, который задает техусловия по эксплуатации для деревянных паллет, устанавливает максимальную грузоподъемность поддона для груза до 1000 кг. Это касается 4-заходных конструкций многоразового применения наиболее распространенного типоразмера (800*1200 мм).
Еще на этапе принятия нормы многие эксперты выступали против такого ограничения. И их исследования, реализованные через контрольные испытания, опыты, замеры, показали, что в возражениях есть зерно истины.
Пользователям паллет и тем, кто планирует наладить поставки стандартных деревянных поддонов для транспортировки грузов, полезно ознакомиться с альтернативным мнением специалистов. Хотя бы для того, чтобы грамотно организовать процесс эксплуатации изделий. Причем это касается как покупателей новых паллет, так и заказчиков изделий, бывших в употреблении.
Оптимизация грузоподъемности поддонов
Опытным путем доказано: 1000-килограммовая грузоподъемность поддона по ГОСТ занижена. Конечно, это не значит, что конструкции надо немедленно догрузить. Нельзя забывать и о предельной массе транспорта, который может вместить ограниченное количество деревянных поддонов.
Зато эта информация поможет тем, кого интересует транспортировка 25-тонниками:
- стандартная фура вмещает до 33 паллет, то есть на единицу приходится не более 800 кг нагрузки – неиспользованный ресурс составляет 20%;
- используя поддоны облегченного типа, пользователь может и сэкономить, и обеспечить максимальную загрузку кузова, выдержав заданную грузоподъемность транспорта.
Грузоподъемность поддонов
При соблюдении пунктов указанного ГОСТ, производитель обеспечивает максимальную грузоподъемность деревянного поддона на уровне 2000 кг. Это вдвое больше указанной. Даже делая скидку на неопытного водителя машины, нагруженной паллетами, получаем пропускную способность изделия на уровне 1,5–1,8 тонны. Такая нагрузка как раз соответствует возможностям современных вилочных электрических погрузчиков (наиболее популярная модель для складских комплексов).
Повышая предел до 1,9–2 тонн, владелец площадки определяет для себя необходимость покупки более тяжелой техники. В большинстве случаев это не целесообразно. Хотя на всякое правило есть исключения. В любом случае эксперты рекомендуют повышать нагрузку на паллеты (отталкиваясь от 2000 кг) только при объективной на то необходимости.
Грузоподъемность европоддонов
Грузоподъемность европоддона – это отдельная история. Точной и обобщенной информации по деревянной таре, выполненной в соответствии с евростандартами, нет.
Да, грузоподъемность европоддона – это паспортная характеристика, которая указывается в сопроводительной документации. Но, во-первых, у разных исполнителей она отличается. Во-вторых, не всегда российского покупателя интересует новая тара, а у б/у деревянных поддонов евростандарта максимум может снизиться.
В отсутствие сводной информационной базы, в поисках ответа на вопрос о стандартной грузоподъемности европоддона остается только ориентироваться на проверенного поставщика. И на сайте одного из таких производителей (Haag Palettenzentrum GmbH, Германия) есть таблица, которая может пролить свет на предмет исследования. В роли последнего выступает европоддон 800*1200*144 мм, а его возможности устанавливаются в зависимости от характера переводимой продукции.
Описание | Вес до: |
---|---|
Разнородный сборный груз. Складирование с последующей транспортировкой |
1000 кг |
Сборный груз с равномерным распределением нагрузки по всей плоскости европоддона Складирование с последующей транспортировкой |
1500 кг |
Монолитный груз с равномерным распределением нагрузки по всей плоскости Складирование с последующей транспортировкой |
2000 кг |
Максимальная нагрузка, груз с равномерным распределением по всей плоскости Только складирование без транспортировки |
4000 кг |
Из таблицы хорошо видно, насколько широкой может быть вилка значений грузоподъемности европоддона при различной нагрузке (в плане характера процесса и с учетом типа товара, для транспортировки которого он используется). Максимум варьирует в пределах 4-кратного изменения от 1 до 4 тонн.
Что влияет на грузоподъемность поддона для транспортировки
Суммируя приведенные факты и результаты исследований, можно вывести три базовых фактора, которые в итоге определяют фактическую грузоподъемность поддона.
- Материал. Наиболее прочными считаются паллеты из хвойных пород.
- Технология производства или восстановления. Деревянный поддон, грамотно сконструированный, но выполненный из бюджетной древесины (горбыль, выраженный обзол), может иметь более высокую грузоподъемную способность, чем тара из премиальной доски, изготовленная с ошибками.
- Условия хранения и укладки грузов на поддоны. Дерево – продукт живой природы. Даже после обработки оно реагирует на изменения влажности, перепады температуры.
Поняв, как может меняться грузоподъемность поддона для перевозки грузов (обычного или европоддона), пользователь должен прийти к еще одному важному выводу: перегружать паллеты не стоит никогда. Есть максимум, от которого нельзя отступать в целях безопасности погрузочной техники и людей, занятых погрузкой.
Этот предел устанавливает производитель. Он же, во всех деталях разбираясь в применяемых технико-технологических процессах, поможет грамотно подобрать деревянную тару оптимальной пропускной грузовой способности.