Деревянные паллеты – самый востребованный упаковочный материал для перевозки продукции. Они сокращают время погрузочных операций, экономят место на складе, удобны в эксплуатации и отличаются привлекательной ценой. Все это и обеспечило растущий спрос на деревянные поддоны для транспортировки и хранения товаров на протяжении десятилетий.
В каких случаях эффективна перевозка поддонами
Деревянные поддоны из разных пород древесины пригодны для транспортировки широкой группы товаров. На них возят:
- упакованные сыпучие стройматериалы;
- керамическую плитку;
- продукты питания;
- стекло и фарфор (готовые изделия);
- медикаменты и многое другое.
Для перевозок поддонами подходит практически любая упаковка – коробки из гофрокартона, картонные или деревянные ящики, пакеты, бочки, стеклянные и пластиковые бутыли. Вне зависимости от транспортного средства перевозка паллетами обеспечивает достаточную безопасность товаров и оптимальные условия их перемещения.
Для перевозки грузов паллетами подходят все виды транспорта – автомобили, ж. д. вагоны, морские суда (контейнеры), авиатранспорт. Но лучшим в плане скорости погрузки, удобства перевалок и сохранности товара остается грузовой автотранспорт.
Он не только может подъехать к складу для быстрой погрузки, но и довозит продукцию максимально близко к месту выгрузки. Плюс, в современных фурах предусмотрены жесткие крепления для паллетов, площадки для подхода погрузчиков. Вместительные тралы даже оставляют возможность работы ричтраками непосредственно в их грузовом пространстве.
Правила перевозки поддонами
Перевозка поддонами удобна, но требует соблюдения ряда условий. По правилам транспортировки паллетами, их размещение должно осуществляться только в подготовленное грузовое пространство – закрытое, чистое и сухое. В противном случае возникает риск заражения древесины и ее раннего износа (загнивание, расслоение). Это связано с особенностями материала конструкций (дерево, из которого они собираются, уязвимо к грибкам, плесени и влиянию различных микроорганизмов).
Чаще всего погрузку выполняют с использованием паллетных бортов, на которых продукция надежно фиксируется. Погрузочно-разгрузочные манипуляции проводят с привлечением вилочных погрузчиков – самоходных машин, под навесное оборудование которых в опорах паллетов предусмотрены системы захвата. Это экономит время и снижает трудоемкость операций.
Доставку деревянных поддонов может выполнять специализированная транспортная компания, в парке которой есть машины с системами закрепления упаковочных конструкций в грузовом отсеке. Если на балансе предприятия-отправителя (получателя) есть такие машины, а в штате – квалифицированный водитель, то транспортировка поддонами может осуществляться и собственными силами продавца товара или его покупателя.
Предусмотреть абсолютно все в пути невозможно. Потому для финансовой безопасности перевозки ее часто сопровождают страхованием КАРГО (в группу застрахованных объектов включаются и поддоны, на которых он едет).
Какие товары подходят для транспортировки поддонами
Как сказано выше, поддоны для транспортировки грузов могут использоваться практически с любыми товарами. Но есть группа изделий, при доставке которых целесообразно, а зачастую и необходимо применение специального упаковочного материала. Такая потребность связана с высокими рисками повреждений в пути и жесткими требованиями к безопасности транспортировки поддонами.
К товарам, для которых транспортировка паллетами – фактическое предписание, относятся:
- стройматериалы, уязвимые к механическим нагрузкам до начала использования (это могут быть сухие строительные смеси, кирпич, пенобетонные блоки, керамический кафель, гипсовые декоративные элементы – перевозка паллетами защитит их от износа упаковки, образования сколов, трещин и других дефектов);
- продукты питания, напитки, пищевые добавки в стеклянной таре или жестяных упаковках (их упаковка может разбиться или деформироваться, есть риск срыва или порчи этикетки в грузовом отсеке транспортного средства);
- медикаменты (в пластиковых баночках, блистерах, ампулах).
Для максимально надежной фиксации товаров, по правилам перевозки паллетами, последние надежно фиксируются в грузовом блоке транспортного средства. Грузы на них закрепляются специальными ремнями, закрываются пленками и клейкими лентами. Все это обеспечивает не только безопасное расположение в кузове, но и защиту от хищения части партии (нарушение упаковки всегда заметно).
Правила погрузки
В зависимости от веса груза и количества паллетов, их размещение в кузове грузового транспортного средства может выполняться в 1 или 2 ряда. Погрузка производится при помощи ричтрака или вилочного погрузчика. Правила:
- жесткий контроль высоты укладки рядов (количество слоев должно быть таким, чтобы суммарная высота ряда не превышала 1,8 м);
- распределение конструкций в блоке с учетом действующих норм той страны, в которой грузится товар, и вместительности полуприцепа тягача или прицепа манипулятора (в стандартном прицепе объемом 82 кубометра поместится не более 33 деревянных поддонов евространдарта);
- между поддонами для перевозки грузов должны оставаться зазоры, достаточные для манипуляций погрузчика.
Транспорт для перевозки деревянными поддонами
Выбор автомобиля для перевозки паллетов осуществляется под конкретную партию. В зависимости от регламента для конкретного товара может подбираться как транспорт с цельнометаллическим кузовом, так и тентованные машины с прицепами и полуприцепами.
При перевозке паллетов тентованными транспортными средствами:
- приоритетной является правильная укладка, исключающая вероятность повреждения в процессе перевозки;
- тент должен закрепляться при помощи специальных устройств-фиксаторов;
- сами деревянные поддоны для перевозки должны быть закреплены друг с другом.
Для особо крупных партий груза допустима перевозка европаллетами в открытых прицепах и полуприцепах. При этом на боковых стенках кузова должны иметься ограничители, а по кромке – технические отверстия для натяжки защитного материала.
Еще 2 важных условия выбора транспортного средства для перевозки паллетами – сезон и маршрут доставки. На короткие маршруты допускается отправлять открытые машины. В зимний сезон и период дождей преимущественно используются тентованные или закрытые прицепы.