Если подготовка к экспорту или транзитным перевозкам требует технических знаний в части подбора поддонов, то их таможенное оформление требует знаний юридических. Именно от того, насколько юридически грамотно будет оформлена декларация (ДТ), зависит скорость его прохождения через границу РФ. Одним из частных вопросов по такому оформлению является вопрос о весе товара брутто, точнее, включении веса поддона в общую товарную массу.
Ответ на него однозначен, но для того, чтобы разобраться в ситуации максимально подробно, нужно определиться с понятиями. Правовую базу здесь формируют несколько правовых актов, с которыми надо уметь работать при заполнении документов:
- ТК ЕАЭС. Он идет Приложением №1 к Договору о Таможенном кодексе Союза, утвержден 11.04.2017, вступил в силу с начала 2018-го, заменив ранее действующий ТК ТС. Это базовый документ, который определяет:
- правила заполнения таможенных документов;
- пакет документов, прилагаемых к ДТ;
- суть декларации;
- обстоятельства проведения таможенных процедур;
- порядок задержания транспортируемых партий и документов к ним, подаваемых на рассмотрение органами ФТС РФ.
- Решение Комиссии ТС № 257 в редакции Коллегии ЕАЭС. Здесь содержится подробная инструкция по заполнению деклараций, в том числе, в части указания веса товара, их упаковки и тары (поддоны для перевозки товаров, контейнеры).
- Приказ ФТС № 2688, который определяет порядок предоставления документального пакета в органы таможни при помещении товарного объема в поддонах на склады временного хранения.
Основные положения, касающиеся указания веса товара
Требования по указанию веса товара с паллетами и без рассмотрены во 2 пункте списка – Инструкции, а именно, в ее пункте № 15. Ключевые моменты:
- 33 подпункт прямо указывает, что вес товара брутто должен быть указан в 35-й графе ДТ и включает массу продукции с учетом упаковочных материалов, требуемых для обеспечения ее сохранности (неизменности состояния до поступления в товарооборот), но без учета контейнерного и иного транспортного оборудования;
- 29 подпункт определяет паллеты как устройства для размещения серии товарных упаковок с целью формирования транспортного пакета для погрузки-разгрузки, перевалки, штабелирования, складирования, транспортировки. Конструктивное описание прямо указывает на причастность паллет к транспортировочному оборудованию (система из 1–2 настилов с распорками или на опорных ножках минимальной высоты).
Учет поддонов в брутто
В переводе на нетерминологический язык вышеперечисленное означает: паллеты относятся к тому же классу специального оборудования, что и контейнеры. То есть вес поддона в брутто товара (графе № 35) указывать не нужно. По Инструкции, он может быть задекларирован в 31-й графе под № 2 (здесь указываются данные об упаковочных транспортных приспособлениях).
ДТ при этом не указывает прямо на необходимость указания веса поддона в брутто товара. Согласно нормативному акту, она должна содержать информацию о классе поддона, согласно действующему классификатору, конструкции, особенностях, производителе паллет. Для успешного прохождения проверки применяемые для данных целей паллеты должны строго отвечать требованиям ГОСТ 9078–84 и ГОСТ 9557–87.
Вес транспортного оборудования, к которому относятся и паллеты
Именно отсутствие четких указаний по поводу веса поддона в Инструкции (равно как и в любых других актах, регламентирующих декларирование) и создает путаницу. С одной стороны, требования по таможенному декларированию товара не требуют указания веса поддона в графе брутто товара или любой другой части декларации. По регламенту, указывается только вес товара в первичной упаковке и других паковочных материалах, необходимых для обеспечения его сохранности.
С другой стороны, отсутствие информации по весу поддона приводит к расхождению данных, указанных:
- В соответствующих пунктах транспортной сопроводительной документации. Здесь вписывается общий вес товара с учетом упаковки, транспортного оборудования, а также крепежей и фиксаторов, применяемых при размещении в грузовом отсеке транспорта при осуществлении транспортировки. Вес поддона тоже учитывается.
- В ДТ по форме, утвержденной ТК ЕАЭС. Ее графы 35 (брутто товара) и 31 (описание оборудования) могут не содержать данных о весе поддона.
Предоставление информации в ФТС при временном хранении на поддонах
Такое расхождение способно привести к задержке декларирования товара при его временном хранении, согласно правилам Кодекса, описанным 5-й главе (таможенные процедуры). Порядок отчетности и подачи документов в таком случае (с участием владельца склада временного хранения) устанавливается Приказом ФТС № 2688 (коротко – Порядок). Согласно данному акту:
- Корректировка (правка) уже сданной декларации (оформляется по форме ДО-1, утвержденной Приложением № 5 к Приказу) невозможна.
- Орган таможни при обнаружении расхождений обязан принять меры для уточнения информации (что приведет к задержке груза на таможне).
- Уточнить данные по весу поддона в брутто и продукции, размещаемой на нем при складировании (временно хранении), можно только с соблюдением конкретной процедуры.
Расхождение сведений
Согласно правилам оформления, утвержденным в п. 15-м Порядка, оператор склада (лицо, осуществляющее временное хранение) может предоставить дополнительные документы в органы таможни:
- при проведении разделения партии;
- обнаружении несоответствия количества (объема) продуктов товаросопроводительной документации;
- установлении факта расхождения веса поддона или перевозимых изделий – фактического и заявленного;
- изменении качественных показателей продукции и выявлении иных фактов, которые вызывают разночтения данных в документах и фактических характеристик партии.
Получателем уточненной информации при этом может выступать как лицо, уполномоченное ФТС для регистрации соответствующей информации, так и сотрудник оперативной службы таможни или дежурный поста ФТС. Документы с уточненными данными оформляются, согласно общим правилам официального документооборота, и регистрируются как дополнение (приложение) к декларации по форме ДО-1. Так же оформляют отчеты работников органов таможни о расхождениях факта и заявленной информации, выявленных в ходе проверок.